fbpx

Одесские нонконформисты

03.05.2017 - 21.05.2017

С 3 по 21 мая в Dymchuk Gallery проходит выставка “Одесские нонконформисты”, в которой будут представлены работы известных художников одесского, неофициального в советское время, искусства: Валерия Басанца, Владимира Стрельникова, Евгения Рахманина, Виктора Маринюка, Олега Волошинова, Александра Стовбура, Владимира Цюпка, Василия Сада, Сергея Савченко. На выставке будут представлены живописные и графические работы 70х-2000х годов.

Известно, что в начале 60х годов художественное нонконформистское движение появилось во многих городах Украины: Харькове, Днепре, Николаеве, Ивано-Франковске, Ужгороде, и, конечно, во Львове, Киеве и Одессе. Движение это является своеобразным эхом «расстрелянного возрождения», которое воспользовалось случаем в ситуации недолгого ослабления давления со стороны советской власти, и будто перезагрузило художественную жизнь во всех регионах. В Одессе, так далеко расположенной от тогдашнего центра, жизнь на периферии, как на курорте, сформировала у жителей в основном аполитичный характер. Когда человек с самого детства живет рядом с таким большим объектом, как море, все остальное кажется незначительным. Поэтому и работы нонконформистов в основном камерные по формату: абстрактные пейзажи, портреты или натюрморты. Молодые одесские художники заинтересовались искусством французских импрессионистов, каталоги с репродукциями которых начали привозить в Одессу из Венгрии, Польши и других восточноевропейских стран. Но времена импрессионизма – это конец XIX – начало ХХ века, а речь идет о 60-х годах. Соцреализм был ими отвергнут ради чистого искусства, свободного от идеологического давления. Можно сказать, что их творческая линия – это продолжение модернистского течения южно-украинского искусства начала ХХ века, которую переломила в 20х-30х годах господствующая еще полвека соцреалистическая парадигма. Это новейший модернизм, дополненный собственными художественными достижениями и собственным художественным дискурсом. С тех пор это художественное течение, к которому относятся авторы с различными, хорошо узнаваемыми голосами, составляет явление герметичное. И это также дает возможность лучше его исследовать, как отдельное направление современного искусства, которое артикулирует художественные и этические принципы не присущие течениям современного искусства, возникшим позже. Здесь духовному предоставляется преимущество над светским, мистическому над обыденным, вместо иронии возникает пафос. Нонконформизм оказывается не только в том, чтобы противостоять влиянию бывшего государства на творчество, но и в том, чтобы противостоять любому давлению на свободу.