fbpx

Наташа Шульте “Симпозиум: Третий пол и киборги”

23.03.2017 - 23.04.2017

23 марта – 23 апреля

Наташа Шульте

«Пир: Третий пол и Киборги»

 

23 марта в Dymchuk Gallery открывается персональная выставка Наташи Шульте «Пир: Третий Пол и Киборги».

Проект «Пир: Третий Пол и Киборги» представляет собой исследование художницей гендерной и телесной проблематики в современной культуре, поддерживая тем самым широкую дискуссию вокруг теории о постгендере и постчеловеке, которая в последние десятилетия разворачивается как в научных, так и в художественных кругах. Одним из канонических текстов на эту тему является эссе Донны Харауэй «Манифест Киборгов: наука, техника и социалистический феминизм в конце XX века» (1985). В нем Харауэй обрисовывает ситуацию, когда в современном обществе андрогин, киборг, постгендер, постепенно выходит на передний план и вступает в борьбу с укоренившимися предрассудками и гендерными ролями, самим фактом своего существования. В своем новом проекте Наташа Шульте предлагает собственное виденье темы, при этом до определенной степени следуя за Харауэй.

Экспозиция состоит из настенного панно, включающего 74 фотографии, и пяти фотографий разных размеров. Две стены галереи выкрашены в голубой и розовый цвета, предлагая зрителю фон для фото или сэлфи.

В центральной работе проекта художница резко противопоставляет ряд архетипичных образов, которые символизируют традиционную сексуальность и то, как она представлена в массовой культуре, используя два основных цвета – розовый и синий. Зачастую, совершенно безапелляционно в массовой культуре манифестируется, что тела мальчиков и девочек, их поведенческие стереотипы и манера одеваться, –  находятся на противоположных концах спектра и кардинально разнятся. Это то, на чем постоянно спекулируют средства массовой информации – а потребителю всегда нужно соответствовать, чтобы быть в тренде. В свою очередь, Шульте пытается сфокусировать внимание на критической оценке гендерных взаимоотношений и детерминации, прибегая к приему гиперболизации и тем самым создавая образы абсурдные в свой крайности и безапелляционности.

Вторая часть проекта представляет собой серию фотографий, на которых изображен человек неопределенного пола, андрогин, лишенный каких-либо индивидуальных особенностей. В отличие от кричащей яркости панно, эти фотографии минималистичны по своему цвету и выразительности. Их скрытое напряжение интуитивно отсылают зрителя к греческой мифологии.

В “Пире” Платона, к которому отсылает название проекта, всемогущий Зевс так боялся андрогинных людей, что ему пришлось разделить их пополам, чтобы уменьшить огромную силу, которой они обладали. Донна Харауэй, в свою очередь, раскрывает данную тему в менее поэтическом ключе: «гендер, раса или классовое сознание – понятия, навязанные нам ужасным историческим опытом противоречивых социальных реалий патриархата, колониализма и капитализма”. В итоге, оба автора приходят к выводу, что создание и развитие социальной системы, выгодной для немногих и чуждой и подавляющей для большинства, лежит в основе появления гендерной идентичности. Именно эту навязанность гендерной идентичности и пытается проявить и осмыслить Шульте, прибегая для этого, к двум визуальным и концептуальным крайностям.

В заключительной части  проекта “Пир: Третий Пол и Киборги”, каждый посетитель может бросить вызов жестким социальным стереотипам, играя с гендерными атрибутами. Для этого художница предлагает использовать два фона для фото – розовый для девочек и голубой для мальчиков. Однако, зритель волен выбирать фон по своему усмотрению, и, обращаясь к определению другого великого мыслителя Зигмунта Баумана, практиковать «текучую идентичность». Фотографии, сделанные посетителями, будут включены в экспозицию с согласия их авторов.