fbpx

Going to the Strawberry Fields. Оля Федорова

21.03.2019 - 21.04.2019


Dymchuk Gallery представляет выставку победительницы конкурса OPEN CALL 2019 Оли Федоровой. В своем проекте художница прослеживает, как обещание утопии, которое выражается через символику зеленого цвета, постепенно проникает в различные аспекты окружающей действительности и поглощает их.

Strawberry Fields Forever – песня группы «The Beatles», одна из самых выдающихся поп-композиций ХХ столетия. Джон Леннон написал ее в память о месте, где он провел детство. «Strawberry fields» – так назывался сиротский приют с большим садом, куда он приходил играть с друзьями. В массовой культуре «клубничные поля» стали метафорой определенного идеального места, куда можно сбежать от окружающей реальности, и где можно спрятаться от всех невзгод. «Клубничные поля» – это прекрасная утопия, совершенный мир, в котором возможно все, что угодно.

Сегодня «клубничные поля» доступны для каждого – их посещение превратилось в аттракцион. С помощью цифровых технологий стало возможным производить утопии в промышленных масштабах при незначительных затратах ресурсов. Индустрия кино во главе с «фабрикой грез» – Голливудом – до сих пор главный игрок этого рынка. Она вкладывает миллионы в развитие CGI эффектов и компьютерной графики, чтобы получать миллиардные прибыли от тех, кто ищет в других мирах отдыха, укрытия и ярких эмоций. Хромакей ( “chroma key”) – одна из таких технологий кинопроизводства. Это фон голубого или, чаще, зеленого цвета, на котором может быть «нарисован» любой визуал. Но одновременно это понятие, которое давно вошло в культуру и язык как символ ирреальности, иллюзорности и симулятивной природы рукотворных киномиров.


С каждым годом «зеленый экран» отвоевывает все новые территории на съемочной площадке, постепенно замещая собой реальные локации, реальные объекты, реальные тела и лица актеров. «Зеленый
экран» больше не стремится создавать то, чего не существует на самом деле – он призван заменить реальность ее лучшей версией.
Так, в конце 2018 студия «Disney» обнародовала тизер-трейлер к их будущему перезапуску классического мультфильма «Король Лев». Зрители ожидали очередную live-action адаптацию, однако в том, что они увидели, «живого» на самом деле не было ничего. Все оказалось
нарисованным на компьютере с использованием хромакея, виртуальной реальности и средств motion capture. Многие увидели в этом некий новый манифест цифровых технологий. О том, что наша реальность уже недостаточно реальна. Что технологии больше не симулируют, больше не плодят фантомы. Они конструируют с нуля новую реальность – такую же, как оригинал, только лучше – которая
может стать такой, как ты хочешь, стоит только протянуть руку. Зачем мечтать о клубничных полях, если можно на них навсегда поселиться?

Зеленый цвет является цветом «хромакея» и надежды. Это обещание новой реальности, потенциал ее обнаружения. Как пустота, которая одновременно включает в себя все, что угодно, и ничего. Бесконечность возможностей, каждая из которых может быть воплощенной – так же, как и ни одна из них. Но как часто мы принимаем возможное за действительное? Как часто мы готовы отказаться от настоящего? В погоне за лучшей версией самих себя – себя же и отбросить – ради «клубничных полей», которые рисует наше воображение на зеленом экране? Чтобы позже добраться до них и не найти среди зеленой травы ни одной клубники?

Оля Федорова

1994 – родилась в Харькове;
2016 – закончила Харьковскую государственную академию
дизайна и искусств;
живет и работает в Харькове.