fbpx

Артем Волокитин «Руководство по эксплуатации»

21.05.2015 - 07.07.2015

 

Артем Волокитин

«Руководство по эксплуатации»

21.05 – 05.07

В мае Dymchuk Gallery представит персональную выставку «Руководство по эксплуатации» харьковского художника Артема Волокитина, который в этом году участвует в групповой выставке в Украинском павильоне на 56-й Венецианской биеннале.

Интересно, что работа Волокитина «Зрелище – 1» – единственное живописное полотно в экспозиции Украинского павильона, в которую вошли работы молодых (по международным меркам художники до 35 лет) украинских художников. Украинских авторов часто упрекают в излишней привязанности традиционным медиа – холст, масло, однако в случае Волокитина живопись (особенно последних лет) выглядит не только весьма уместно, но и невероятно современно, с достоинством отражая подобные нападки.

Фактически «Зрелище – 1», как и работы, ранее показанные на выставке «Страх и надежда» в PinchukArtCentre, связаны общим сюжетом и передают всю гамму чувств, которые испытывает художник, оказавшийся гражданином государства, втянутого в военный конфликт. В новом проекте Волокитин продолжает заявленную ранее тему – изображение устрашающих физических явлений, перед лицом которых человек осознает свою конечность. С одной стороны, его завораживает физика процесса, которую он раскрывает как живописец. С другой – изображение взрывов – это своеобразное проживание повседневной реальности, которую переполняет агрессия. Максимально упрощенный, графичный фон его работ напоминает технику гравюры. И здесь на ум приходит серия гравюр Франсиско Гойи «Бедствия войны»(1810-20). Конечно, сюжет работ Волокитина отличен, но его интенция изобразить военный конфликт в Украине свидетелем которого он является, на первый взгляд, близка с задачей, которую ставил перед собой Гойя – реалистичное изображение ужасов войны. Волокитин не изображает расчлененные тела и зверства армии. Он показывает нам практически телевизионную картинку (черно-белый полосы фона еще и аллюзия на экран старого лампового телевизора) взрывов, клубов дыма, при этом присваивая работам весьма поэтичные названия – «Необратимая красота», «Зрелище». И если Гойя в девятнадцатом веке был непосредственным свидетелем войны, Волокитин, как и большинство людей двадцать первого века, наблюдает за ней через средства массовой информации. Не оттого ли картинка выходит устрашающе-красивой и холодно-отстраненной? Кажется, тут происходит эстетизация катастроф, взрывов и разрушений, и в этом серия «Руководство по эксплуатации» абсолютно противоположна «Бедствиям войны».

Медиализация нашей жизни, и в частности военного конфликта на Востоке Украины, к которому харьковчанин Волокитин, находится в непосредственной близости, безусловно, становится основным лейтмотивом его художественной практики последних лет. Невероятно интересно наблюдать за этой трансформацией, и остается только догадываться, к чему она приведет Волокитина в будущем.

Катерина Филюк

Биографическая справка:

Артем Волокитин – украинский художник. Родился в 1981 году, живет и работает в Харькове. В 2005 году окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Лауреат І степени конкурса визуальных искусств Эйдос (2007), лауреат фестиваля молодежных арт-проектов Non Stop Media (2008), обладатель первой премии конкурса PinchukArtCentre Prize (2009), номинант премии Future Generation Art Prize (2011). В 2010 году прошел стажировку в мастерской Энтони Гормли, Лондон. Один из представителей Национального павильона Украины на 56-ой Международной ярмарке искусств La Biennale di Venezia (2015).