Юрий Соломко: «Без ГМО»
23 января – 10 марта
…Огромный, переполненный соком помидор, сияющая на солнце прозрачная гроздь винограда, вишня и малинка, что так и просят: «Съешь меня!», свежайший пупырчатый зеленый огурец и роскошный, как голубая роза, кочан капусты – все это новая утопия художника Юрия Соломко, порожденная одной из самый актуальных проблем нашего времени – «жизни без ГМО». Но возможно ли это? Осталось ли еще что-нибудь естественное, подлинное, настоящее в нынешнюю эпоху подмен и манипуляций? Да и верит ли в это сам художник, увеличивая в размерах свои «огороды», написанные в традиционной технике «холст, масло» программно с фотографии, т.е. «по памяти»?
Творчество Юрия Соломко известно зрителю по его многолетнему проекту «художественной картографии»: картинах на географических картах. Он начался в 1991 году вместе с распадом СССР и сразу же приобрел некий глобалистский смысл, объединив в одном всемирном пространстве географию и историю искусства. Но недаром мировая политика все больше превращается, по выражению философа М. Фуко, в «биовласть», «заставляя жить и разрешая умереть», отсюда постоянные разговоры о «потребительской корзине» и «прожиточном минимуме». Новые технологии и генная инженерия обещают «решение всех проблем» сегодня, ничего не говоря о завтра – мира, природы, человека… И тут-то оказывается, что наше украинское село, отсталое и патриархальное по сравнению с западным, с его бабушкиными грядками, кое-где еще чистой и неиспорченной землей, это не только «прошлое человечества», но, может быть, и его последняя надежда. Теперь позиция художника Ю. Соломко – программно антиглобалистская.
«Сюжеты» его картин – из разряда базовых национальных ценностей Украины, где село, «огород», «грядка», всегда определяли не только образ жизни, но во многом культуру и ментальность. Сам же художник подчеркивает: «Это украинский юго-восток», его малая родина. Здесь много солнца, простора, здесь здоровая еда и могут быть здоровыми люди… Свою любимую тему – образы, определяющие пространство, он форматирует здесь по принципу «от малого – к большому», от любовного разглядывания неисчерпаемых природных форм к неожиданной монументализации их пространственных качеств. «Изменение масштаба делает искусство». Многократно увеличенный завиток огуречного стебля перерастает в знаковую орнаментальную форму, в «источник стереотипов красоты», в прототип архитектурного декора…
Впрочем, для художника такой поворот темы не случаен. В 2007 году он представлял в Киеве свою выставку «Натурпродукт!», обратившись тогда к одному из любимых занятий украинцев: делать заготовки на зиму, «маринуя», «закатывая», «закручивая» в бесконечные стеклянные банки овощи и фрукты. Выставка «Без ГМО» продолжает эту тему. Сегодня, когда трудно найти что-нибудь подлинное, а реклама настойчиво окружает нас продуктами щедро «набальзамированными глянцем», Юрий Соломко предлагает зрителю внимательно вглядеться в окружающий мир, задуматься о его истинных ценностях, без которых «просто жизнь» окажется невозможной…
Галина Скляренко