fbpx

Dymchuk Gallery приглашает на персональную выставку Юрия Егорова в НХМУ

Национальный художественный музей Украины и Фонд им. Ю. М. Егорова представляют масштабную персональную выставку Юрия Егорова.

Проект продлится с 20 апреля по 27 мая.

В истории украинского искусства ХХ века имя Юрия Егорова (1926-2008) всегда упоминается мимоходом. Однако масштаб его личности, значительные творческие достижения, влияние на последующие поколения одесских художников побуждают говорить о Егорове, как об одной из ключевых фигур украинского искусства второй половины ХХ века.

Ученик одного из уцелевших после советских репрессий “одесских парижан” Теофила Фраермана, Егоров скоро и сам стал ориентиром для коллег и последователей, эталоном искусности.

Для поколения одесских художников-нонконформистов Юрий Егоров был учителем, хотя на самом деле преподавал в Одесском художественном училище им. Грекова лишь несколько лет в конце 1950-х. У него учились независимости, смелости быть собой в искусстве, к нему приходили за помощью и утешением. Более полувека он оставался безоговорочным гуру, и вдохнул жизнь в понятие “одесская школа”, в котором соединились традиции южно-русской живописи и модернизма.

Юрий Егоров учился в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, затем в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. В 1955-м вернулся в Одессу, и больше никогда не покидал город надолго. С конца 1950-х годов Егоров в течение десятилетия находился под влиянием сурового стиля и создал несколько знаковых работ в этой стилистике – например, “Солдаты Октября” (1957) и “1918” (1968). Но, постепенно, южные морские пейзажи, портреты и абстрактные натюрморты вытесняют революционную тематику и надолго становятся для художника основными жанрами.

Сдержанная, но темпераментная и красочная живопись Егорова явно не состоялась бы в другом месте. Именно Одесса с ее повсеместной морской стихией, ослепительным полуденным солнцем и провинциальной удаленностью от социально-политических сдвигов стала фоном для многочисленных работ художника. Работал ли он на пленэре (очень любил рисовать под открытым небом), или в мастерской, которая ранее принадлежала Петру Нилусу, Егоров трактовал формы отстранённо, часто прибегал к обобщению, отсекал все второстепенное, достигая таким образом монументальности изображаемого, выходя на уровень знака. Егоровское море – величественное, постоянное, с фирменным круглым горизонтом. Крепкие фигуры девушек и юношей на его полотнах покрытые бронзовым загаром. Он искал в окружающем мире вечную красоту, высшую сущность, непревзойденность природы, которые человек может почувствовать, но не способен достичь.

В трех выставочных залах Национального художественного музея Украины экспонируются живописные работы Юрия Егорова конца 1950-х – середины 2000-х годов. А также рисунки, эскизы, гипсовые модели, гобелен. Фотографии, документы и видеохроника – из архивов дочери художника Ирины Егоровой, последней жены Татьяны Псковитиной, художника Виктора Маринюка и коллекционера Анатолия Дымчука.

Куратор – Екатерина Филюк