fbpx

Интервью с одним из создателей проекта “Сувениры из Европы”

В августе Dymchuk Gallery представит зрителям проект “Сувениры из Европы” – серию плакатов от европейских художников, фотографов, дизайнеров. О проекте и его важности в современной Европе расскажет один из его авторов, Дэвид-Александр Гуениот.

Как вы пришли к идее проекта?

В 2012 году мы опубликовали фанзин, “Я НИЧЕГО не боюсь, потому что я НИЧЕГО не имею”. Тогда речь шла о демонстрации, которая состоялась 15 октября 2011 в Лиссабоне (и еще в 90 странах мира в глобальный день протеста). В этом фанзине мы представили фотографии следов, которые оставляли за собой протестующие расходясь по домам поздно ночью после демонстрации. Эти знаки были везде у португальского парламента и на улицах. Это был странный контраст между активностью дня, криками, борьбой протестующих, которые пытались занять лестницу в парламент и тишиной молчания, которая охватила все вокруг после окончания выступлений. Плакаты с лозунгами были буквально оставлены у дверей парламента для португальских парламентариев, которые должны были прочитать их или хотя бы признать их существование. Это действие – занять общественное пространство своими высказываниями и дала нам идею опубликовать плакат с фанзином. Плакатом стало огромное изображение рогатки с вырезанным на ней словом ПОРТУГАЛИЯ. И мы просто добавили слово “сувенир” снизу. Для нас этот objet trouv?, детская игрушка, превратился в “Сувенир из Португалии”.

В вашей работе явно наблюдается тенденция сотрудничества с художниками из стран состава ЕС. Такой была ваша первоначальная идея?

Проект еще находится на стадии разработки. На данный момент у нас есть 14 постеров из 14 стран, но есть намерение сделать больше. Наше представление о Европе не имеет критерия принадлежности к ЕС. Например, сейчас мы ищем художника из Турции. Но вы правы. Сначала мы в основном сосредоточивали наше внимание на странах, имеющих очевидное отношение к ЕС, таких как Греция, Португалия, Кипр и Украина. Но нынешний кризис (финансовый, экономический и политический) бросают вызов нашему взгляду на Европу, я имею в виду всю Европу. Французы, конечно, не сталкиваются с теми же вопросами и проблемами, которые имеют греки, но они оказываются перед проблемой Европы: Какой политический проект мы хотим создать в Европе? Какое общество мы хотим построить? Поэтому нашей первоначальной идеей было собрать вместе в одном проекте по одному аспекту каждой страны, чтобы в конце концов, когда все плакаты будут собраны вместе, они давали представление о проблемах, которые разделяют и одновременно объединяют эти страны – в конце концов, желание жить вместе в одном (экономическом, политическом, геостратегическом) пространстве и отстаивать определенные ценности. Конечная цель проекта и выставки – это повод поднять эти вопросы, и принять участие в дискуссии о европейском пространстве.

Идея путешествия, гипермобильность и легкость доставки проекта кажутся очень перспективным решением, учитывая высокие транспортные расходы. Как вы на это смотрите?

О данном проекте мы думаем в «континентальном» масштабе. Это означает, что он должен иметь возможность быть представленным в Португалии, в Бельгии или в Украине, так как мы считаем, что европейский вопрос должно обсуждаться на транснациональном уровне. В определенном смысле, это проект, который не имеет центра. Это не проект португальского издателя о Европе и не обязательно художник происходит из страны, о которой делает проект. Французский дизайнер сделал «Сувенир из Германии», аргентинский фотограф сделал «Сувенир из Англии», португальский художник сделал «Сувенир из Бельгии». Этот проект не о национальности, а о месте, где вы живете или хотите жить.

Пожалуйста, скажите несколько слов об издательстве GHOST. Что находится в центре внимания этого проекта?

GHOST является независимым и самостоятельным издательством основанным в 2011 году мной и португальским фотографом Патрицией Альмейда. Оно существует для того, чтобы придавать форму издательским проектам и художественным событиям. Его цель – участвовать в производстве художественного и теоретико-практического контекста самыми разнообразными способами: художественные исследования, выставки, резиденции, встречи, дебаты фокусируются на экспериментальном подходе. Как издатели мы предлагаем распространить эти инициативы через присвоение произведенного контекста и за счет его реинвестирования в форме книг или публикаций. Мы хотим, чтобы эти книги артикулировали политику изображения, что в свою очередь означает критический подход по использованию и условий приему изображения, независимо от его документального, архивного или вымышленного характера.

И, конечно, я не могу игнорировать вопрос о ситуации в Украине. Как вы ее видите?

Моя личная точка зрения заключается в том, что Европа как политический субъект снова и снова теряет свои позиции. И мало-помалу она теряет свою легитимность как политический проект. У Европы нет видения своей собственной судьбы. Она все больше и больше напоминает что-то пустое пространство, наполненное добрыми намерениями. Европейцы следуют за США, но США строят опуская европейцев. Они сконструировали европейский проект только на основе экономических оснований, забывая о политических аспектах. Идея сотрудничества, желание строить проект вместе сошли на нет. Мы можем почувствовать, что Европа все больше и больше делится на Север и Юг, европейские страны делятся на основе крайней правой идеологии и неолиберальной идеологии. Политические партии (с помощью медиа) манипулируют незащищенностью людей, чтобы навязать свою слепую и деструктивную политику. В Португалии люди чувствуют, что они теряют свою свободу. Их существование сводится к повиновению, уплате налогов и молчанию. Это – нездоровые условия, если вы хотите построить политический проект.

Ситуация в Украине сейчас очень тревожная. То, что происходит в Крыму очень напоминает нам то, что произошло в 1938-1939 с Судетской областью и одновременно то, что произошло с Югославией в 1990-х. Европа позволяет происходить невероятным вещам в обмен на мир и собственную безопасность. А мы по опыту знаем, что цена, выплачиваемая за этот мир и безопасность очень высокая. И, как это случилось с Югославией, это полностью противоречит основополагающим принципам, которые провозглашала Европа во время своего основания.

(Разговор состоялся в конце апреля 2014).